Берлинская вышивка получила в Европе свое распространение как один из
немногих видов вышивания, доступный дамам среднего достатка – тем, кого
сейчас называют middle-class women. Большие вещи – гобелены, обивку для
комплектов мебели, гардины, покрывала, балдахины для кроватей стали
производить на фабриках, что было проще, быстрее и дешевле, и дамам
пришлось довольствоваться малыми изделиями – типа жанровых картинок,
сумочек, туфелек etc.
Успех же берлинской вышивки объяснялся не только этими причинами, но и легкостью исполнения – благодаря прилагаемым раскрашенным рисункам для канвы – счетным схемам. Тем самым, что так популярны и в наши дни.
Берлинская шерсть, возникнув как вышивание для дам среднего достатка, вскоре завоевала сердца женщин всех классов общества – от королевы Виктории до простой служанки.
Заметим, что не только королева Виктория была известна своими
прекрасными вышивками, но и королева Шотландии, Мария Стюарт, проведшая
долгие годы в заточении и занимавшаяся там рукоделием, оставила многие
прекрасные образцы вышивок по канве.
Агата Кристи, вспоминая своих бабушек, писала: «Полли... днями напролет сидела у окна, шила, вязала на спицах чехлы для подушек с причудливыми узорами, вышивала картины и каминные экраны. Она делала чудеса иголкой. Тетушка-Бабушка отличаясь большой общительностью, вела бурную светскую жизнь. Ее дом всегда был переполнен старыми полковниками и генералами, которым она вышивала узоры на жилетах и вязала толстые шерстяные носки».
Да и сама Агата Кристи, как и многие девушки викторианской Англии, не устояла против искуса вышивания.
"На мои творческие устремления", – писала она, "оказывало благотворное влияние и вышивание диванных подушечек. Согласно требованиями тогдашней моды, подушки и подушечки были чрезвычайно распространены и вышитые наволочки пользовались большим успехом. В осенние месяцы я очень увлекалась вышиванием. Начала с того, что купила трафареты и переносила их на куски атласа, а потом вышивала рисунок шелком. Разочаровавшись в трафаретах, так как они все были одинаковыми, я начала копировать цветы с фарфора".
Первые счетные схемы в том виде, в котором мы привыкли их видеть и
сегодня, были напечатаны в 1810 году Л.В. Виттихом и сразу стали
пользоваться необыкновенным успехом. В 1849 году им производилось уже
около 14 000 различных рисунков, который в ручную раскрашивались за
мизерную плату девушками из бедных семей. Именно благодаря этим
картинкам особым спросом стала пользоваться и берлинская ярко окрашенная
шерсть. Для вышивок были специально разработаны нитки новых окрасок –
яркие розовые, пурпурные, лимонного цвета и цвета фуксии. Эти яркие
нитки также сразу привлекли к себе внимание рукодельниц.
Полный расчет схемы рисунка привел к значительному упрощению работы рукодельницы и свел все многообразие стежком по канве к двум – кресту и полукресту.
Благодаря ярким краскам и вышедшим в первой половине XIX века книгам о природе далеких восточных стран многие из счетных схем «берлинской вышивки» посвящены экзотическим птицам – прежде всего, попугаям. Глаза птиц вышивали бисером или стразами. Как правило, сидели попугаи на ветках цветущих деревьев или среди цветов.
В Англии времен королевы Виктории, где вышивка «берлинской шерстью» была, как уже говорилось выше, необыкновенно популярна, придумали свой шов – викторианский бархатный стежок.
Вышитые бархатными стежками картинки создают эффект тканого бархатного полотна.
Довольно часто в берлинской вышивке встречаются картины на рыцарские мотивы – в частности, по романам столь любимого в первой половине XIX века сэра Вальтера Скотта.
В центре внимания вышивальщиц находятся домашние любимцы – кошки, собаки. Собачьи и кошачьи мордочки было очень модно вышивать на домашних туфлях.
Берлинской вышивкой украшали сонетки, подтяжки, обивку мебели, занавески, диванные подушки, скатерти, салфетки, каминные экраны.
Во второй половине XIX века становится популярна «лоскутный стиль»
вышивки по канве. Выполненные в этой манере работы представляют собой
отдельные элементы, соединенные в виде лоскутков в одно большое панно –
как в шахматном порядке, так и произвольно. Особенно моден
геометрический узор «лоскутного стиля» становится в 1870-е годы, когда в
моду входит и просто геометрический узор, вышитый по канве.
Многие рукодельницы предпочитали раскрашивать свои рисунки сами, по собственному вкусу подбирая цвета, что придавала их работам неповторимую индивидуальность. Тем не менее, фон почти всех работ берлинской шерстью вышит одним цветом.
В конце XIX века в викторианской Англии вошли в моду двухцветные картинки для вышивки, которые быстро распространились по всему миру, в том числе и в Россию.
Успех же берлинской вышивки объяснялся не только этими причинами, но и легкостью исполнения – благодаря прилагаемым раскрашенным рисункам для канвы – счетным схемам. Тем самым, что так популярны и в наши дни.
Берлинская шерсть, возникнув как вышивание для дам среднего достатка, вскоре завоевала сердца женщин всех классов общества – от королевы Виктории до простой служанки.
Викторианский ковер. Вышивка шерстью. Середина 19 века
Агата Кристи, вспоминая своих бабушек, писала: «Полли... днями напролет сидела у окна, шила, вязала на спицах чехлы для подушек с причудливыми узорами, вышивала картины и каминные экраны. Она делала чудеса иголкой. Тетушка-Бабушка отличаясь большой общительностью, вела бурную светскую жизнь. Ее дом всегда был переполнен старыми полковниками и генералами, которым она вышивала узоры на жилетах и вязала толстые шерстяные носки».
Да и сама Агата Кристи, как и многие девушки викторианской Англии, не устояла против искуса вышивания.
"На мои творческие устремления", – писала она, "оказывало благотворное влияние и вышивание диванных подушечек. Согласно требованиями тогдашней моды, подушки и подушечки были чрезвычайно распространены и вышитые наволочки пользовались большим успехом. В осенние месяцы я очень увлекалась вышиванием. Начала с того, что купила трафареты и переносила их на куски атласа, а потом вышивала рисунок шелком. Разочаровавшись в трафаретах, так как они все были одинаковыми, я начала копировать цветы с фарфора".
Смешанная техника вышивания. Викторианская Англия. Пследняя четверть 19 века
Полный расчет схемы рисунка привел к значительному упрощению работы рукодельницы и свел все многообразие стежком по канве к двум – кресту и полукресту.
Благодаря ярким краскам и вышедшим в первой половине XIX века книгам о природе далеких восточных стран многие из счетных схем «берлинской вышивки» посвящены экзотическим птицам – прежде всего, попугаям. Глаза птиц вышивали бисером или стразами. Как правило, сидели попугаи на ветках цветущих деревьев или среди цветов.
В Англии времен королевы Виктории, где вышивка «берлинской шерстью» была, как уже говорилось выше, необыкновенно популярна, придумали свой шов – викторианский бархатный стежок.
Вышитые бархатными стежками картинки создают эффект тканого бархатного полотна.
Довольно часто в берлинской вышивке встречаются картины на рыцарские мотивы – в частности, по романам столь любимого в первой половине XIX века сэра Вальтера Скотта.
В центре внимания вышивальщиц находятся домашние любимцы – кошки, собаки. Собачьи и кошачьи мордочки было очень модно вышивать на домашних туфлях.
Вышитый экран для камина. Англия. Конец 19 века
Многие рукодельницы предпочитали раскрашивать свои рисунки сами, по собственному вкусу подбирая цвета, что придавала их работам неповторимую индивидуальность. Тем не менее, фон почти всех работ берлинской шерстью вышит одним цветом.
В конце XIX века в викторианской Англии вошли в моду двухцветные картинки для вышивки, которые быстро распространились по всему миру, в том числе и в Россию.
По материалам "Ярамарка мастеров"
Комментариев нет:
Отправить комментарий