Часть 1
Вступление. Как я дошел до жизни такой.
Занимаясь
довольно продолжительное время пластиковыми моделями, меня не покидала
мысль попробовать и модели за дерева. Но всё время было страшно, так как
мне казалось, что в деревянных моделях всё очень сложно. Там, в отличие
от пластиковых моделей, важна не сборка и покраска, а скорее
изготовление, когда нужная деталь вырезается или делается из деревянных
заготовок, реек, брёвнышек и прочего. Много лет читая форум и материалы
сайта "Верфь на столе", я начал потихоньку привыкать к терминологии
"деревянных" моделистов, начал теоретически осваивать их приёмы работы.
Но всё равно опасался в первую очередь изготовления корпуса деревянной
модели парусника, где нужно подгонять и, главное, ГНУТЬ рейки!
А чуть менее года назад в интернет-магазине "Верфь на столе" появились деревянные модели японских пагод, замков и прочего. Вот тут-то мне и запала в душу модель бревенчатого дома.
Мне понравился крупный масштаб, понравилось то, что на бревнах уже
сделаны чашки (прорези), понравилось то, что "Made in Japan",
понравилось то, что не надо гнуть рейки, чего я больше всего и боялся. К
сожалению, цена этой деревянной модели Woody Joe (впрочем, как и всего
японского) довольно высока и сразу я не смог позволить ее купить.
Получилось так, что этим летом у меня выдалось две
недели отпуска, была премия, дома никого не было, а модель, на которую я
положил глаз, была в наличии на "Верфи". Все звезды сошлись и я решил,
что нельзя пропускать такой знак судьбы. А поскольку в сети обзоров по
деревянным моделям Woody Joe я не смог найти, то решил совместить
приятное с полезным и быть первопечатником, делая этот обзор и строя
модель. Надеюсь, что буду объективным и мой опыт будет вам полезен.
Часть 1. Первые впечатления и первые инструменты.
Хоть я и живу недалеко от офиса "Верфи", но ездить
к ним несколько раз не хотелось. Поэтому я продумал, что еще мне
потребуется при сборке этой деревянной модели. Основной инструмент (нож,
сверла, кисточки, надфиля, пинцеты, металлические линейки) у меня есть,
поэтому я задумался о том, что может потребоваться еще. В список, кроме
самой деревянной модели, я добавил две баночки клея, запасные лезвия номер 11, шкурку зернистости 220,
т.к. от пластика у меня осталась шкурка гораздо более тонкая. Больше
ничего в голову не пришло. Клея решил взять два вида: прозрачный
Titebond II и обычный.
Обычный клеит быстрее, надежнее, но после высыхания остаётся желтым. .
Его я решил применять там, где нужна особая прочность и там, где не
будут видны возможные подтёки клея. А прозрачный Titebond II применять
во всех остальных случаях. Такая тактика оказалась верной. Вот таким
набором инструментов я решил обойтись:
Набор инструментов, с помощью которых я планировал сделать деревянную модель дома.
Первые впечатления от набора японской фирмы Woody Joe
были самые положительные. Всё аккуратно разложено по пакетикам,
аккуратно упаковано, всё сделано с душой. Сильно напоминает упаковку
моделей фирмы Тамия. Стоит отметить, что и во время сборки модели эти
первоначальные впечатления ничуть не испортились. И если, читая
судомодельный форум, я часто встречал фразу, что в подобных наборах
лежат всегда одни "дрова", то здесь я видел именно то, что и хотел
получить: заготовки прекрасного качества, из хорошего дерева и
правильных размеров. Так что хочу сказать господам, которые кричат про
"дрова": "Вы или не правы, или Вы большие снобы". Первое моё волнение по
поводу качества деталей улеглось.
Часть 2. Начало сборки деревянной модели, первые итоги.
Поскольку деревянные модели, как правило, больше
по размерам, чем пластиковые, то и места для сборки нужно больше. Я это
понимал, поэтому и подгадал момент, когда все домашние уехали на две
недели отдыхать. И я решил, что за две недели я сделаю этот дом. В
принципе, это решение можно было бы воплотить в жизнь, если бы… Об этом
попозже.
Как обычно, первым делом надо изучить инструкцию
по сборке. Она только на японском языке (как написано на сайте "Верфь на
столе", фирма Woody Joe не работает на экспорт, исключение сделано
только для "Верфи" (Ура, я горд за нашего российского продавца!).
Поэтому инструкция только на японском). В инструкции всё понятно
нарисовано, везде схемы, изометрия, при необходимости проставлены
размеры. Опять возникло впечатление, что смотришь инструкцию Тамия.
Не увидев в инструкции никаких подводных камней, я
принялся за сборку основания. Достав из пакетиков и рассмотрев первые
деревянных детали для основания, я подумал, что зря купил наждачную
бумагу. Детали не требуют какой-либо подгонки, все стыки сделаны
идеально. В дальнейшем это подтвердила и склейка (см. фото).
Образец стыковки двух деталей основания. Стык выполнен Woody Joe просто идеально.
Основание домика представляет собой прямоугольник примерно 30*20 см. И тут я понял, что не всё продумал при покупке модели и инструментов. Чтобы сделать основание качественно (а иное при японском качестве и невозможно себе позволить), необходимо выставить его стороны по угольнику. Угольника у меня не было. За окном было воскресение, все магазины закрыты. Засада.
Подумав некоторое время, решил, что в качестве
угольника временно подойдёт какая-нибудь солидная книга, ведь у нее
стороны ровно под 90 градусов. Так и получилось: положил внутрь
прямоугольника-основания книгу и по ее срезам выставил прямые углы
основания. На предыдущем фото как раз видно, что внутри угла лежит
что-то белое. Это виден угол книги. Но на будущее лучше иметь угольник,
причем даже два: 50 и 75 мм.
Всё, основание готово. Поскольку оно должно быть
надежное, то при его склеивании я использовал "непрозрачный" клей
Titebond II (на фото в центре). Сохнет быстро, склейка более чем
надежная. Готовое основание приведено на фото:
Готовое основание для деревянной модели дома фирмы Woody Joe.
Далее надо было начать укладывать первые венцы
брёвен. Тут не было никаких проблем и никаких ноу-хау с моей стороны.
Всё четко по линейке, по центру, согласно чашкам, уже вырезанным на
бревнах. Самый нижний венец состоит не из целого бревна, а из его
половинки. Это когда целое бревно распилено пополам вдоль. Я подумал,
что это упрощение Woody Joe, чтобы нам было проще начать делать сруб, но
позже мою модель увидел профессиональный строитель и очень удивился
тому, что нижний венец из полубревна, т.к. это абсолютно верно, а даже
на настоящих деревянных домах этим пренебрегают. Я был горд.
Здесь хочу отметить точность изготовления
деревянных заготовок японцами. Приведу такой пример: если в инструкции
указано, что заготовка для основания имеет высоту 39,5 мм, то будьте
уверены, что она лежит именно 39,5 мм, а не 39 или 40 мм. Это меня
сильно порадовало. На время высыхания клея сверху я клал груз в виде
больших книг. Примерно 4 кг на каждый венец. На фото видны корешки двух
нижних книги.
Укладка нижних венцов деревянной модели дома фирмы Woody Joe.
Уложив нижний венец, переходим к настилу пола
первого этажа. Пол выполнен из уже нарезанных в размер реек красного
дерева шириной 8 мм. Конечно же настил выполняется по лагам. Лаги
сделаны из рейки сечением 3*3 мм. Хотя упоминавшийся выше строитель
сказал, что лаги должны быть прямоугольные в сечении. Может быть, не
знаю.
На этом месте позволю себе небольшое отступление и
расскажу, какое дерево идёт в этой деревянной модели домика. Японская
фирма Woody Joe даёт нам большинство заготовок из какого-то хвойного
дерева. Может быть кедр, а может японская сосна. По крайней мере, дерево
замечательное, прямое, легко режется и шлифуется, великолепно пахнет.
Работать с ним одно удовольствие. А настил пола первого этажа, мансарды,
балкона и веранды делается из реек красного дерева. Они тоже хорошего
качества, но без хвойного запаха.
Настил пола первого этажа надо начинать от центра
(впрочем, это относится и к мансарде, и к балкону), двигаясь к стенам.
Рейки для настила хорошо подходят друг к другу, поэтому процесс шел
быстро и ничего не предвещало беды. Беда пришла тогда, когда я
заканчивал настил, подходя к стенам.
Настил пола первого этажа деревянной модели дома фирмы Woody Joe. Видны светлые лаги.
Между последней половицей и стеной осталась щель
примерно в 1 мм! Может быть ради унификации японцы пренебрегли небольшой
погрешностью, может быть фирма Woody Joe предполагала, что при настиле
пола мы должны будем конопатить щели, тогда не было бы этой погрешности,
может еще что. Но факт остается фактом: щели между крайней половицей и
стеной. Это на первом этаже и на мансарде.
Собранный насухо (без клея) сруб деревянной модели дома фирмы Woody Joe. Видна щель между половицей и стеной.
Поскольку я не ставил себе цель вылизывать всё так
же, как я делал это в пластике в 72-м масштабе, то я оставил эти щели
как есть. Зато видны лаги, можно их показывать. Вообще-то эту деревянную
модель в 24-м масштабе я выбрал за ее "солидность" и "брутальность",
поэтому некоторые моменты специально оставлял "грубо сделанными". Ведь
настоящий плотник не будет идеально вышкуривать торцы бревен, неизменно
будут видны следы топора. Отмечу, что до этого этапа я ни разу не
использовал наждачную бумагу. Деревянные детали ставил "как есть".
После выполнения настила пола первого этажа пошло
возведение стен. Дом представляет собой не наш типичный пятистенок, а
"шестистенок", когда внутри дома есть еще две капитальные стены, которые
делят дом на четыре комнаты. Все деревянные заготовки бревен Woody Joe
уже отрезала в размер, у них уже сделаны чашки и выемки. Поэтому
проблемы с прорезанием окон и дверей не будет. На предыдущем фото
показан собранный насухо (т.е. без клея) сруб. Всё сошлось идеально,
опять же, без применения наждачной бумаги. В таком виде сруб простоял
несколько дней, а я крепко задумался о том, как быть дальше.
Дело в том, что внешние торцы бревен сруба
получились ровные, строго вертикальные. А инструкция советовала спилить
их так, чтобы получилась вогнутая линия. Для этого в инструкции даже
шаблон был.
Пилить бревна диаметром 15 мм (а всего надо было
опилить около сотни торцов бревен) мне явно не хотелось, да и нечем
было. Как быть: оставить торцы вертикальными, как в русских избах, или
сделать красивыми, как предлагает инструкция? Если делать по инструкции,
то как и каким инструментом?
Здесь стоит заметить, что еще на этапе настила
пола мне потребовалось подрезать четыре половицы. И сделать это надо
было под углом 90 градусов. Можно было бы резать ножом по линейке, но
попробовав это, я понял, что ножом перерезать твердую рейку красного
дерева толщиной 1,5 мм – удовольствие не по мне. Поэтому еще тогда
прикупил стусло и тонкую пилку фирмы Excel (всё это было в одном
наборе). При распиловке реек настила пола этот комплект показал себя с
лучшей стороны. Рез был тонким, ровным. Стусло имело в своём основании
прорези под рейки разной ширины, работать было одно удовольствие.
Я решил попробовать торцы бревен распилить с
помощью этой же пилки и стусла. Предварительно разметив все бревна, я
попробовал пилить. Это был ужас. На таком толстом бревне пилку
заклинивало (чтобы рез был тонким, пилка не имеет развода зубьев. Не
предназначена она для распиловки толстых заготовок), само бревно елозило
по стуслу, удержать его было невозможно. Кое-как распилив одно бревно, я
был измотан. Кроме того, на бревне остались отпечатки от алюминиевого
стусла. Алюминий испачкал дерево. Поскольку я для первого опыта
распиловки выбрал такое бревно, чтобы в случае неудачи можно было бы его
установить в таком месте модели, где его будет не видно, то шанс к
отступлению (т.е. оставить торцы бревен как есть) еще оставался. Снова
думал. Были мысли сделать большой шлифовальный круг, чтобы его диаметр
был равен диаметру обработки сруба. Но из-за большого объема
стачиваемого дерева пришлось отказаться от этой затеи. В таком темпе
бывшие в моём запасе две свободные недели заканчивались. Значит, я всё
равно не успею закончить модель вовремя. Ну что ж, тогда будет делать
сруб красивым.
Разметив по прилагаемому шаблону все 96 бревен, я
разобрал сруб и стал обрабатывать отдельно торец каждого бревна по
отмеченным линиям с помощью вот такой бытовой ленточной шлифмашинки,
которая осталась еще со времен ремонта в квартире.
Машина зверь, грызла брёвна как семечки, только
успевай контролировать. На обработку всех нужных торцов ушло часа три,
не больше. Woody Joe предлагает после обработки снять фаску у всех
внешних торцов брёвен. Есть в этом какой-то практический смысл или нет, я
не знаю. Но это позволяет скрыть небольшие огрехи (разный наклон среза,
разная глубина среза), возникшие после ручной "фигурной" обработки
торцов брёвен. Фаску я снимал ножом с лезвием номер 11, при этом не
стараясь получить идеал. Причины этого я описывал выше. После ножа фаску
немного зашкуривал (вот здесь впервые потребовалась шкурка).
Пример снятия фаски у торца бревна деревянной модели дома фирмы Woody Joe.
Поскольку после придания торцам бревен "фигурной"
формы все заготовки стали разными, необходимо было перед тем, как
разобрать изначально собранный насухо сруб, позаботится о том, чтобы
можно было его собрать назад "как было". Иначе все торцы сруба пошли бы
волнами. Чтобы такого не было, перед разборкой сруба я пронумеровал
каждое бревно. На предыдущем фото в чашке немного виден написанный
номер.
Нумеровал брёвна в каждой чашке, указывая три
символа: номер венца – номер продольной стены – буква поперечной стены.
Таким образом, номер "42А" расшифровывался как 4-й венец, вторая (это
значит средняя) продольная стена, первая (фасадная) поперечная стена.
Такая сложная нумерация необходима потому, что стены дома могут
выкладываться не одним длинным бревном, а несколькими (до трех)
отрезками. Это получается из-за того, что уже прорезаны окна и двери.
Пример нумерации бревен, выполненной во время разборки сруба деревянной модели дома фирмы Woody Joe.
В результате всех операций (разборка сруба с
одновременной маркировкой каждой детали, обработка нужных торцов, чтобы
получить "фигурную" линию, снятии фасок у внешних торцов всех брёвен)
получилась вот такая красивая картинка.
Лесозаготовка. Разобранный сруб деревянной модели дома фирмы Woody Joe.
Посмотрел я на нее, посмотрел и решил, что затраченные усилия не должны пропасть даром. А что я решил, будет в следующей части.
По материалам сайта www.shipmodeling.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий